Типы темперамента и их проявления

Уважаемые родители!

Наверное, каждый из вас хочет видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение со сверстниками и взрослыми, и в этой связи ваша задача как родителей – помочь своему малышу разобраться в сложном мире взаимоотношений.

Способность общаться – это проявление коммуникативных способностей, индивидуально – психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль. То как ваш ребёнок взаимодействует с окружающими, напрямую зависит от типа темперамента.

Вам предлагается краткая характеристика проявлений различных темпераментов.

Сангвинический тип

Для детей-сангвиников характерна повышенная активность, богатство движений и мимики, яркая эмоциональность, впечатлительность. Ребенок с таким типом темперамента легко сходится с людьми, но в своих привязанностях он непостоянен.

Отличительные черты: общительный, контактный, разговорчивый, жизнерадостный, беззаботный, непринуждённый.

Холерический тип

Дети-холерики очень энергичны. У них ярко выражены эмоции, они резки в движениях. При неблагоприятных условиях дети, имеющие данный тип темперамента, становятся крайне вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, агрессивны и раздражительны.

Отличительные черты: активный, беспокойный, чувствительный, агрессивный, возбужденный, непостоянный, импульсивный.

Флегматический тип

Ребенок-флегматик характеризуется медлительностью, достаточно низкой активностью, спокойствием. Дети, имеющие данный тип темперамента, трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств, но отличаются постоянством привязанностей.

Отличительные черты: рассудительный, пассивный, доброжелательный, миролюбивый, осмотрительный, ровный, управляемый, спокойный, надежный.

Меланхолический тип

Ребенок-меланхолик характеризуется сдержанностью, низкой активностью, слабым выражением чувств, тихой речью. На фоне данных особенностей могут развиться эмоциональная ранимость, тревожность и неуверенность в себе, замкнутость. Таких детей пугают незнакомые люди и новая обстановка.

Отличительные черты: плаксивый, тревожный, пессимистичный, тихий, необщительный, сдержанный.

Как правило, в природе чистые типы темперамента встречаются крайне редко, поэтому можно говорить лишь о преобладании того или иного типа темперамента. И в каждом типе темперамента, в каждой особенности есть свои положительные черты. Обращайте на них внимание, опирайтесь на них в общении с ребенком.

 

 

Как устранить конфликты между детьми?

Правило 1.

Помогайте ребёнку осознавать те (негативные) чувства, которые он испытывает по отношению к брату или сестре. Назовите предполагаемое вами чувство ребенка, покажите, что вы его понимаете. Осознавание чувств, называние их целительно для детей, и для родителей.

Можно сделать и больше. Если вы назовете вслух не осуществляемые желания ребенка (из-за чего и возникает нелюбовь к “сопернику” – помехе для желаний), да еще и выразите свое сочувствие, это принесет эмоциональное облегчение. Это может помочь ребенку понять, что именно его тревожит и огорчает: не появление нового братика или сестры, а страх потерять то чувство защищенности, которое давало уверенность в вашей исключительной, абсолютной любви к нему.

Когда от детей требует хороших чувств по отношению друг к другу, у них лишь усиливается отрицательные чувства. Когда вы позволяете ребенку испытывать негативные чувства – выслушиваете его спокойно, показываете, что понимаете его чувства, это приведет к появлению позитивных чувств.

Правило 2.

Постарайтесь помочь детям найти безопасный и безвредный выход для их негативных чувств: приучайте их выражать свои чувства в символической форме (рисунок, лепка, письмо, стихи и т.п.). А не в ругани или драках. Именно этому и надо научить ребенка: осознавать свое чувство и уметь его конструктивно и безопасно выразить, а не запрещать себе это чувство испытывать.

Правило 3.

Вмешиваясь в драки, прекращайте их немедленно, но при этом старайтесь не заниматься выяснением того, кто обидчик, кто жертва. Уделите внимание пострадавшему ребенку, выразите веру в способность детей самостоятельно решать свои споры без драки. Не приучайте детей к тому, что их спор решает родители, поощряйте их самостоятельное решение.

Правило 4.

Отнеситесь к негативным чувствам ребенка как к естественным чувствам, а не как зловещим признакам того, что ребенок зол, завистлив, плохой. Важно понять: ребенок не виновен в своем неприятии, в своих чувствах.